История оружия

Содержание / Средние века / Копье восточноафриканских масаев

Копье восточноафриканских масаев

Масаи — племя, живущее на востоке Африки, на территории современной Кении и Танзании. Это, пожалуй, самое известное из африканских племен. Самые популярные туристические маршруты по Африке обязательно проходят по их родовым угодьям. Так же, масаи — чуть ли не единственный народ, который, не смотря на наступление цивилизации, сохранил свои устои и традиционный жизненный уклад. Основное занятие племени — это скотоводство. Но, не смотря на это, масаи — довольно воинственное племя, часто вступающее в военные конфликты со своими соседями. Типичное вооружение масая это: копье, щит из коровьей кожи (эти два атрибута присутствуют даже на государственном флаге Кении), а также деревянная палка и меч, или на языке масаи — «сими».

Копья изготавливаются местными кузнецами из кусков железной руды, которую они находят в речных потоках. Наконечник копья традиционно выполняется листовидной формы и затачивается с двух сторон. Но в некоторых районах можно встретить копья шиловидной формы, напоминающие по форме и размеру спортивный снаряд, используемый в легкой атлетике. Длина наконечника составляет около 20 сантиметров. Так как цивилизация масаев еще не постигла искусства закаливания металла, современный наблюдатель может видеть развитие технологий на уровне начала железного века. Незакаленный металл, из которого делают наконечники, мягкий и легко гнется. При попадании наконечника в кость он гнется почти под прямым углом. Большинство копий имеет узкое ребро по обе стороны наконечника, и благодаря этому копье в полете слегка вращается наподобие пули, выпущенной из нарезного орудия.

Масаи живут в саванне, где практически нет деревьев, поэтому чаще всего древко вырезается из ствола акации или другого доступного кустарника или дерева. Длина копья вместе с древком 1,6-1,8 метра. На поверхности копья охотники племени масаи вырезают насечки, улучшающие сцепление копья с рукой.

Чаще всего копье используется членами племени для охоты, но оно также идет в ход во время междоусобных войн и внутриплеменных конфликтов. В племени масаи действует жесткая иерархия, основанная на возрасте. Молодые люди, достигнув зрелого возраста, объединяются в группу «младших» воинов, на языке племени их называют «мораны». Чтобы заработать более высокий статус, воин должен собственноручно убить льва. Когда первый лев в жизни воина убит — это означает, что он стал полноправным членом общества, мужчиной. Охота на льва всегда сопровождается смертельной опасностью, ведь оружие масаев недостаточно развито, чтобы человек мог чувствовать себя сколько-нибудь защищенным. Но надо сказать, что мораны настолько искусно бросают копье, что, чаще всего, оно пронзает зверя насквозь. После того, как лев сражен, вся группа моранов добивает его с помощью мечей. Воин, участвовавший в охоте на льва, никогда не выпрямляет погнутый наконечник, пока не вернется в деревню. Такое копье — доказательство его непосредственного участия в нападении на зверя, а поэтому высоко ценится в глазах его сородичей.

Техника метания копья очень интересна для современного человека, потому что позволяет заглянуть в далекое прошлое современной цивилизации. Во время метания моран занимает положение, похожее на стойку для стрельбы. Для равновесия он немного выдвигает вперед левую ногу и резко как бы толкает копье вперед. В этом процессе участвует весь вес его тела. Причем, копье метается не только далеко, но и достаточно точно. Моран может попасть по движущейся мишени с расстояния около 20 метров.

Однако с приходом цивилизации, устоявшаяся жизнь племени все же была нарушена. Масаи теперь, вместо того, чтобы заниматься скотоводством, как они это делали многие века, предпочитают устраивать дешевые концерты для туристов из Европы и продавать сувениры, национальные костюмы или, скажем, те же копья. Мировое сообщество недавно осознало опасность прихода цивилизации для таких заповедных уголков планеты как восточная Африка, и в настоящий момент делается все возможное чтобы дать возможность людям масаи развиваться и жить так, как подсказывает им их многолетняя история.