Охота с лайкой

Иван Иванович Вахрушев

<< Назад | Содержание | Дальше >>

Воспитание щенка, общая дрессировка

Приступая к дрессировке щенка, нужно помнить, что его предстоит выучить тому, что может быть практически применено на охоте и будет способствовать ее успеху, а также помнить, что надо воспитать такую собаку, поведение которой в быту охотника не приводило бы к неудобствам и неприятностям.

Рис. 2. Как вести щенка на поводке

С лайками необходимо обращаться ласково, спокойно, не кричать на них. Плетка как средство принуждения должна быть, безусловно, исключена. Лайка, которую хозяин держит около себя и с которой он обращается ровно, часто разговаривает, сильно привяжется к хозяину, будет понимать и охотно выполнять все его приказания. На охоте такая собака скорее начнет правильно работать.

Присматриваясь к играм и поведению щенка с самого раннего возраста, хозяину надо изучать его характер и повадки. Все полезные наклонности нужно в нем поощрять и воспитывать, а все нежелательное — постепенно заглушать.

В игре со щенком, при кормлении, на прогулках всегда нужно использовать время и благоприятные условия, чтобы приучать щенка к полезным действиям, сперва простым, а затем и более сложным.

Спрятав кость или другое «лакомство» вначале так, чтобы щенку легко было их найти, словами «ищи, ищи» заставляют щенка разыскивать спрятанное и тем самым развивают у него чутье и умение им пользоваться.

Гуляя со щенком где-либо за городом, в лесочке, начинают приучать его к правильному ходу и поиску. Идут с ним лесом, избегая дорожек и просек. Меняя время от времени направление хода, подзывают щенка голосом или свистком и одновременно указывают рукой направление измененного хода.

Незаметно в процессе общения с хозяином щенок приучается к своей кличке и к интонации голоса, имеющей в дрессировке важное значение. Он будет различать интонацию ласки — поощрения, угрозы — запрещения, а также — принуждения. Со временем малейшее, почти незаметное изменение интонации в голосе хозяина будет сразу улавливаться лайкой и оказывать на нее нужное действие.

Затем щенка приучают к ошейнику и хождению на поводке. Из материи или тесьмы сшивают неширокий ошейничек с колечком для продевания поводка. Первое время посторонний предмет на шее щенку не понравится, и он будет стараться сорвать его лапами. Игрой и лаской щенка отвлекают, и вскоре он забывает об ошейнике.

Продернув в колечко ошейника длинную прочную бечеву и держа в руке сведенные ее концы, приучают щенка к хождению на поводке. Почувствовав себя на привязи, щенок начнет вырываться, кататься по земле, пытаться убежать. При этом надо за ним идти, а то и бежать, слегка его сдерживая. При надобности отпускают один конец веревочки, он выдергивается из колечка ошейника, и щенок опять оказывается на свободе. Так постепенно он привыкает к неприятному вначале ограничению его свободы. На поводке щенка водят у левой ноги, командуя словом «рядом».

Рис. 3. Обучение приему «сидеть»

Следующим приемом домашней дрессировки будет выполнение щенком команд «сидеть» и «лежать».

Щенка берут за ошейник левой рукой и слегка поддергивают кверху, одновременно с командой «сидеть, сидеть» правой рукой нажимают на круп. От этого усилия щенок садится. Через два-три дня щенок уже без принуждения будет садиться по одной команде «сидеть».

За выполнение всякого приема щенок поощряется лакомым кусочком (вкусовое поощрение), а также оглаживанием и ласковыми поощрительными словами «хорошо, хорошо».

Следующий прием — «лежать» усваивается щенком также быстро. Сидящего щенка берут одной рукой за пясти обеих передних ног и быстро вытягивают их вперед; другой рукой, положенной у холки — при попытке встать, его слегка придерживают. Одновременно произносится команда «лежать».

Оба приема «сидеть» и «лежать» постепенно усложняют, выдерживая щенка в этом положении более длительное время, а затем и отходят от него на несколько шагов. С положения «сидеть» и «лежать» щенка подзывают к себе командой «ко мне».

Важное дисциплинирующее значение в воспитании щенка имеет тщательная отработка приема отказа от корма по запрещающей команде «нельзя». Этот прием также занимает одно из первых мест среди приемов, имеющих практическое значение для дальнейшей дрессировки. Приступают к нему, когда щенку исполнится два-три месяца. Щенка на поводке подводят к кормушке с едой и, как только он потянется к ней, останавливают его, придерживая на поводке отчетливой и резкой командой «нельзя». Щенок обычно, натягивая поводок, ложится.

Подержав его в таком положении минуты три-четыре, командуют — «бери» и отпускают к еде.

Этот прием повторяют при каждом кормлении несколько дней, а потом щенка подпускают к кормушке уже без поводка. Если он не выполняет команду «нельзя», прибегают снова к поводку. Затем этот прием усложняют более продолжительной выдержкой около корма. В результате по команде «нельзя» щенок должен бросать начатую еду и отходить от корма. Также по команде «нельзя» щенок должен отдавать кость, которую уже начал грызть.

Чтобы лайка не бросалась на домашний скот и птиц, с самого раннего возраста нужно чаще показывать ей кур, гусей, овец, прохаживаясь около них с собакой на поводке. Малейшее проявление враждебных действий по отношению к ним надо немедленно пресекать рывком поводка в строгой командой «нельзя».

Последним приемом домашней дрессировки будет приучение щенка к подаче. Это один из необходимейших приемов, часто используемых на охоте: подача утки, фазана из непроходимой чащи, норки из воды и т. д.

Рис. 4. Обучение приему «лежать»

Для отработки этого приема используют ту игрушку, с которой щенок больше всего любит играть. Это может быть сшитая из тряпок продолговатая поноска, обструганная легкая чурочка с утолщениями на концах, чтобы щенку легче было подхватывать ее зубами с земли, и т. п. Показав щенку и повертев ею в воздухе, чтобы подзадорить щенка, бросают игрушку по земле или низко над землей, одновременно командуя «подай». Щенок бросается преследовать игрушку, хватает ее и обычно возвращается с ней обратно. При этом нужно так подходить, чтобы щенок обязательно подбегал к бросающему. Затем осторожно взять у него из зубов поноску, командуя «дай», и одновременно дать щенку лакомый кусочек. Хватая «лакомство», щенок бросает у ног хозяина поноску. Часто следующий раз он уже сам, подбегая к хозяину с поноской, кладет ее у ног, ожидая себе награды.

Для закрепления приема подачи необходимо заниматься с щенком ежедневно, но нужно следить и за тем, чтобы это занятие щенку не надоело, а всегда им охотно выполнялось.

Усложняя приемы подачи, поноску бросают в траву, в кусты, а потом и в воду, сначала на открытой отмели, где не нужно плавать, а затем и на глубокое место. Когда это усвоено, поноску бросают в воду, заросшую осокой, хвощем, кувшинкой, а также в камыши и т. п. Так попутно щенок приучается к воде и к плаванию. Злоупотреблять плаванием нельзя. Двух-трех подач из воды для щенка, физически еще не окрепшего, будет достаточно.

Если щенок избегает воды, его нельзя насильно тащить в воду на поводке или бросать в воду. Этим можно испортить собаку, и она будет бояться воды.

В жаркий день полезно пойти с щенком к неглубокой речке, которую он мог бы преодолеть вброд. Переходя на другой берег, щенок, следуя за хозяином, будет вынужден перебраться через речку. Затем выбирают место поглубже, где щенку уже приходится переплыть речку. Купание в жаркий день щенку обычно приятно, и он вскоре полюбит воду.